Несостоятельность идей рационализма и прогресса
Идейное влияние Просвещения ощутимо в литературе Англии последующих эпох. Параллельно в художественной литературе развивалась критика рационализма. Еще одна особенность английской прозы от Свифта до Голдинга, возникшая как реакция на рационализм просветительства, — ее скептический дух. Фридрих Энгельс в рецензии на книгу Томаса Карлейля «Современные памфлеты» отмечал: «Англичанам совершенно чужд пантеизм, они признают лишь скептицизм; результатом всей английской философской мысли является разочарование в силе разума...». Философская позиция Голдинга, безусловно, связана со скептицизмом. С различных сторон и точек зрения писатель пытается доказать несостоятельность рационалистических идей — и тех, которые легли в основу общества буржуазной демократии, и тех, что стояли у истоков формирования английского национального характера.В романе «Повелитель мух» детская демократия, построенная по законам разума, оказывается крайне непрочной. Гибнет Саймон, любимый герой писателя, одинокий и романтичный мечтатель, гибнет и Хрюша — тип интеллектуала-прагматика, приговорен Ральф. Разбита раковина, олицетворяющая принципы демократического собрания, а этим попрано право каждого члена сообщества на свободу слова и совести. Цивилизация рационализма распадается под натиском варварства, ее обреченность показана с устрашающей силой. Философский смысл этого романа, как и последующих произведений Голдинга, предполагает множество истолкований. Задуманный как пародия, он соединил в себе особенности антиутопии, антиробинзонады, наконец, философской притчи. В узком смысле — это анализ уроков, которые вторая мировая война преподала обществам западных буржуазных демократий. Ведь племя, сколоченное Джеком, можно рассматривать — именно так предлагает рассматривать его сам автор — как модель нацистского государства. По крайней мере две проблемы широкого содержания, заявленные в «Повелителе мух», несостоятельность идей рационализма и прогресса — стали ведущими в дальнейшем творчестве английского прозаика.